Послание Губернатора Камчатского края

Ежегодное послание Губернатора Камчатского края В.И. Илюхина «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Камчатского края»

г. Петропавловск-Камчатский                                                                                                                                                                                                    20 «декабря» 2016 год

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Модернизация экономики и социально-экономическое развитие Камчатки напрямую связано с активизацией инвестиционной деятельности, с созданием комфортных условий для развития бизнеса в каждом муниципальном образовании. 

Сегодня в рамках ежегодного Инвестиционного послания я хотел бы очень коротко подвести итоги работы Правительства в этой области и обозначить новые приоритеты.

Считаю, что уходящий год стал достаточно продуктивным для нас. В крае успешно внедрены новые механизмы поддержки инвесторов, в том числе режим ТОР и Свободного порта. В ближайшее время мы ждем поправок в федеральный закон, которые позволят распространить режим Порто-франко на Елизовский район. Региональное законодательство практически полностью переформатировано под потребности инвесторов. Внедрены новые финансовые меры поддержки: налоговые льготы, субсидирование процентной ставки, субсидии на строительство инженерной инфраструктуры. Мы сохранили весь объем мер поддержки малого и среднего бизнеса, ежегодно это позволяет реализовать около 290 проектов предпринимателей.

Что касается снижения административных барьеров и инструментов поддержки инвестиционных проектов: в крае реализуются федеральные дорожные карты Национальной предпринимательской инициативы, внедряется Инвест стандарт, применяются ведущие практики Национального рейтинга с оценкой бизнесом работы власти по улучшению инвест.климата. В  муниципалитетах постепенно начали внедрять Лучшие муниципальные практики по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Коллеги, я знаю, что этот год был очень непростым для бизнеса, что многие столкнулись со спадом. Но большинству удалось перестроиться, а сложные экономические условия стали новым стимулом для развития предприятий, для повышения эффективности работы частного сектора. Несмотря на кризисные явления, показатели инвестклимата в крае растут. Во многом, благодаря стабильной работе промышленных предприятий и бизнеса, Камчатка второй год подряд показывает высокие результаты социально-экономического развития территорий. По итогам 2015 года мы вошли в двадцатку по стране, это, несмотря на все наши географические и климатические особенности. В этом году показатели тоже неплохие, мы сохраняем третье место среди дальневосточных субъектов. Опережающими темпами растет промышленное производство. За 9 месяцев темп роста составил 114,5%. Очень высокий результат в горнопромышленном секторе. Благодаря реализации крупных проектов  в этой сфере – рост здесь 162%. Коллеги, в сложных экономических условиях только в этом году в экономику Камчатки вложено почти 20 млрд рублей (19,9 млрд), это на 16,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Прибыль предприятий составила почти 30 млрд рублей, почти вдвое (1,8) больше, чем в прошлом году.

Мы видим, что позитивно изменение бизнес-среды оценивают и предприниматели. В том числе, в части сокращения административных процедур и сроков по получению госуслуг.  Бизнес активно участвует в этих процессах, дает «обратную»  связь и «подсвечивает» «узкие» места.

Хочу напомнить, что в рамках прошлого инвестиционного послания, в качестве основной задачи перед органами исполнительной власти я ставил  внедрение и повышение эффективности механизмов для скорейшего запуска новых инвестиционных проектов. Сегодня я вижу, что этот процесс начинает набирать обороты.

Стали заметны реальные изменения в отраслях экономики. Только в агропромышленном комплексе  начата реализация  12 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций почти 7 млрд рублей (6,9 млрд. рублей). Среди проектов, в том числе - строительство двух птицефабрик в поселках Зеленом и Раздольном, двух свинокомлексов в Елизовском районе, тепличного комбината  и сельскохозяйственного рынка.

Рыбопромышленные предприятия (ООО «Корякморепродукт», ООО «Тымлатский рыбокомбинат», Рыболовецкий колхиз им. Ленина, ООО «Город 415», ООО «Оптима-Н») реализуют 5 проектов с объемом инвестиций почти 4 млрд руб (3,8 млрд. рублей). Объем инвестиций двух крупных проектов в горнопромышленном секторе составляет 15,7 млрд.

Туризм. В рамках ТОРа завершается строительство аквапарка на базе «Лесная», идет модернизация санатория «Начикинский», начато строительство гостиницы на берегу Култучного озера, спортивно-оздоровительного комплекса в Паратунке. Сейчас в этой сфере инвесторы реализуют 8 проектов на 6 млрд (5,8 млрд. рублей).

Много новых проектов в области логистики и транспорта. Речь идет о строительстве грузового терминала в п. Сероглазка,  комплексе по хранению нефтепродуктов в п. Авача, взлетно-посадочной полосе для малой авиации, рефрижераторном терминале и терминале по обработке грузов, а также реконструкции причалов в морском порту. Всего 7 проектов с объемом инвестиций 6,3 млрд. рублей.

Заключенные соглашения по реализации этих проектов с инвесторами, говорят о том, что основной «посыл»  органов власти к бизнесу, о том что мы готовы создавать условия для развития, услышан.

Вместе c тем, вынужден констатировать, что пока не в должной мере организована работа по созданию благоприятных условий на муниципальном уровне. Анализируя оценки, которые дает бизнес-сообщество, мы видим, что растет градус недовольства корректностью проведения проверок и количеством запрашиваемых документов, предоставлением земельных участков, подключением к сетям, качеством трудовых ресурсов. Это означает, что необходимо развивать существующую в крае систему  формирования благоприятного инвестиционного климата, вырабатывать более точечные решения.

С учетом рекомендаций заседания Госсовета по повышению инвест привлекательности субъектов, мы приступаем к внедрению нового формата работы – Целевых моделей регулирования и правоприменения. Это, своего рода, Президентские указы по улучшению инвестклимата. С четкими показателями по уменьшению сроков административных процедур, их упрощению. В ближайшее время в соответствии с ними должна быть откорректирована камчатская Дорожная карта по улучшению инвестиционного климата. 

Остановлюсь на отдельных Целевых моделях, которые будут внедрены в крае в первую очередь:

Первое направление – это Институты и инструменты для развития инвест климата.  Здесь я считаю необходимым установить конкретные показатели эффективности нашей специализированной организации – Корпорации развития Камчатки. Оцениваться должны: динамика объема привлеченных инвестиций, в том числе в рамках проектов государственно-частного партнёрства и проектов, реализуемых совместно с федеральными институтами развития; количество новых проектов и число созданных рабочих мест.

Также считаю необходимым повысить эффективность системы обратной связи. Необходимо создать механизм, который позволит с одной стороны, обеспечить постоянное участие и максимальную вовлеченность бизнеса в работу органов власти, с другой – обеспечить своевременную реакцию, максимальную открытость и готовность к быстрым действиям со стороны власти. В ближайшее время должна быть организована работа по обновлению состава Инвестиционного совета, должны быть жестко регламентированы сроки ответов на обращения инвесторов через Инвестпортал. Кроме того, со следующего года мы будем проводить ежегодную сессию стратегического развития по ключевым направлениям экономики с участием бизнеса. Я также предлагаю создать, своего рода, «Деловой клуб» для проведения регулярных встреч с предпринимательским сообществом. Я уже неоднократно говорил, что такие встречи должен регулярно проводить не только глава региона, но и отраслевики.

Следующие направления – это Государственный кадастровый учет недвижимости и Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.

Формально, мы сократили сроки получения разрешений на строительство до 102 дней. В  то же время, выявили целый комплекс проблем в сфере предоставления земельных участков. Нет нормальной системы координации действий, нет качественного  и комплексного подхода к решению проблем со стороны органов местного самоуправления. В большей степени, это касается  Петропавловска-Камчатского. Поэтому, в первую очередь, Целевые модели по сокращению сроков прохождения процедур в сфере строительства должны быть внедрены именно здесь.

Считаю, что Главе  администрации краевой столицы основные усилия в 2017 году необходимо сосредоточить на корректировке документов территориального планирования и внесении сведений в государственный кадастр недвижимости. Отсутствие в кадастровой информационной системе сведений о границах муниципальных образований, границах территориальных, охранных зон не позволяет обеспечить качественный учет земельных участков, определить вид их разрешенного использования и использовать для строительства новых объектов. Болезненная для всех застройщиков тема с отсутствием проектов планировок и проектов межевания территорий в городе в 2017 году должна быть решена. В условиях ограниченного  бюджетного финансирования, начать нужно с территорий, наиболее интересных для бизнеса и потенциальной застройки.

Сегодня вопрос корректировки документов терпланирования, особенно в части изменений в Генпланы стоит очень остро. В кадастре недвижимости есть сведения только о границах 5-ти населенных пунктов края, из 87. В следующем году органы местного самоуправления должны приложить максимум усилий для изменения этой ситуации. Я также хочу обратить внимание Минстроя и Министерства имущества на эту проблему. Вам необходимо наладить качественное межведомственное взаимодействие и взять на себя координацию муниципалитетов в земельных и градостроительных вопросах. Ключевым моментом в итоге должно стать наличие специализированных онлайн-сервисов на базе геоинформационной системы градостроительной деятельности.

Кроме того, максимально открытой и доступной для пользователей должна стать информация об инфраструктуре. Необходимо синхронизировать схемы и программы развития электроэнергетики, тепло- и водоснабжения, водоотведения с градостроительной документацией. В этом должны быть заинтересованы  не только органы местного самоуправления и застройщики, но и ресурсоснабжающие организации. Поручаю Министерству ЖКХ и энергетики организовать и координировать работу в этом направлении.

Четвертое направление – это технологическое присоединение к сетям электро- тепло-, водоснабжения. Сегодня средний срок подключения к электросетям составляет 163 дня. К 2018 году мы должны сократить его почти вдвое - до 90 дней. Это задача и личная ответственность каждого руководителя ресурсоснабжающих организаций и органов местного самоуправления. В ближайшее время Министерство жилищно-коммунального хозяйства должно заключить соглашения с РСО и муниципальными образованиями, в которых должны быть четко прописаны их обязательства по сокращению сроков «техпреса». Нужно провести ревизию внутренних регламентов работы с заявителями, исключить дублирование процессов. Учитывая лучшие практики других субъектов, эти процедуры должны быть полностью автоматизированы, налажен прием заявок через Интернет. У заявителей должна быть возможность отследить исполнение в режиме реального времени. На сайтах ресурсоснабжающих организаций должны быть созданы карты-схемы  с данными о свободных резервах трансформаторной мощности, местами  подключения к сетям.

Еще одно направление касается «Оптимизации контрольно-надзорной деятельности». Я напомню, что федеральное законодательство сегодня предусматривает, как минимум 28 видов регионального госконтроля в отношении предпринимателей. По оценке самого бизнеса,  уровень административного давления в крае высокий. В этой связи в следующем году очень важно реформировать региональную систему госконтроля, перевести ее на риск-ориентированную модель. Государственный контроль, в первую очередь, должен быть направлен на предупреждение нарушений, на исключение излишних проверок и избыточного контроля.

В этой связи необходимо определить приоритетные виды регионального контроля, совершенствование которых будет проводиться в первую очередь. В том числе - экологический, строительный и  ветеринарный надзор, лицензионный контроль за розничной продажей алкоголя. Риск-ориентированный подход подразумевает прямую зависимость интенсивности проверок от категории риска и опасности производственных объектов. Координатором этой работы выступит Министерство экономического развития края. Напомню, что снижение административного давления на бизнес - первостепенная задача Уполномоченного по правам предпринимательства, это его KPI. До 1 февраля он должен подготовить свои предложения в дорожную карту, включая вопросы представительства в судах и совместных проверок.

Коллеги, я также хотел бы обратить внимание территориальных управлений федеральных органов власти на эту проблему. Все мы находимся на территории и все вместе должны переформатировать свою работу, работу своих сотрудников, и в целом, отношение к бизнесу. Если вы видите реальные ограничения для  развития наших предпринимателей в федеральном законодательстве, необходимо готовить предложения по его изменению. Я готов лично такие инициативы продвигать.

Следующее направление - Стимулирование развития малого предпринимательства. В основу этой работы должна лечь «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», утвержденная летом Правительством страны. Ее принцип - "малый бизнес - прежде всего" - подразумевает обязательный прогноз влияния на предпринимательство любых мер экономической политики. Стратегия, в которой отражены задачи,  приоритеты  и механизмы по развитию бизнеса для всех уровней власти должна стать основой для корректировки краевых и муниципальных программ.

Отдельный  посыл главам муниципальных образований: нужно искать новые ниши для бизнеса, думать над стратегией будущего, знать в лицо каждого предпринимателя, создавать условия для его работы. Начинать нужно с малого и видеть инвестиции даже в открытии мини-пекарни или бани. Это могут быть малодоходные проекты — но рабочие места должны появляться каждый месяц. Этот показатель будет основным в нашей оценке работы местной власти.

Кроме того, с 1 января следующего года в обязательном порядке должна заработать бизнес-зона МФЦ. Принцип «одного окна» хорошо зарекомендовал себя при оказании государственных и муниципальных услуг. Теперь мы должны сделать доступными услуги институтов развития и поддержки малого бизнеса. Я также прошу ответственных исполнителей проработать вопрос предоставления  на базе МФЦ, в том числе, и   услуг по технологическому присоединению к сетям.

Последнее направление, на котором я бы хотел остановиться – это Качество и доступность трудовых ресурсов. Этой целевой модели нет на федеральном уровне. Но, кадровое обеспечение бизнеса – очень важная задача, особенно для Камчатки. Считаю крайне важным активное участие самого бизнеса в этом вопросе. Сегодня предпринимательское сообщество недостаточно вовлечено в развитие системы профобразования, и главное, в формирование прогноза потребности в кадрах, на основе которого формируется госзаказ на подготовку кадров в регионе. Только сам бизнес может определить сколько и кого надо готовить на перспективу, когда и какой квалификации специалисты будут востребованы. Поэтому, необходимо наладить эффективную коммуникацию со всеми участниками рынка труда. Органы исполнительной власти, со своей стороны, должны включиться в процесс организации производственной практики студентов на предприятиях, увеличить количество целевых направлений на обучение под заявки работодателей. Необходимо продолжить развитие системы дуального образования, в которой тесно связаны производственный и учебный процессы.

Уважаемые коллеги! В следующем году мы также продолжим внедрение проектного управления. В этом году работу по такому принципу построили в двух пилотных органах власти. Есть плюсы и минусы, в первую очередь, низкий уровень межведомственного взаимодействия  и низкая мотивации сотрудников. Поэтому поручаю Правительству края в срок до 1 апреля создать необходимую нормативную базу, разработать стандарт межведомственного взаимодействия, определить первоочередные проекты, обеспечить подготовку кадров и внедрение оптимального информационного обеспечения.

Для более эффективного перехода на проектное управление, а также для создания необходимой бизнесу инфраструктуры, я предлагаю определить «бюджет развития» для приоритетного финансирования проектов. Он должен предусматривать финансирование ГЧП-проектов, в том числе концессионных соглашений, создание промышленных площадок и другой инженерной инфраструктуры для бизнеса. Прошу Правительство подготовить соответствующие предложения. 

Завершая я хотел бы обозначить проблему подготовки управленческих кадров, особенно в органах исполнительной власти. Часто уровень квалификации служащих, исполнительская дисциплина, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Это ограничивает общую способность госуправления к решению поставленных задач. Сегодня бизнес, зачастую лучше разбирается в инвестиционном, земельном и градостроительном законодательстве; использует в своей работе более современные технологии и передовой опыт. Для конструктивного диалога с бизнесом, актуальной и современной поддержки частного сектора, государственные и муниципальные служащие, должны быть всегда на шаг впереди. Каждому руководителю региональных и муниципальных органов власти в следующем году необходимо обратить особое внимание на повышение квалификации своих специалистов, развитие их компетенций и навыков командной работы. 

В заключении скажу: считаю, что сегодня для нас важно привлечение «качественных» инвестиций. Инвестиций, которые приведут к модернизации и росту экономики. Для этого нужны более высокие стандарты работы и органов власти и бизнеса. Это ежедневная, кропотливая работа всех уровней власти, направленная на улучшение качества жизни камчатцев, на конструктивный диалог с уже работающим бизнесом. От каждого в этом зале зависит результат нашей работы, развитие бизнеса, промышленности, развитие Камчатки.

 

 

Губернатор Камчатского края         В.И. Илюхин